Официальный сайт
Структура Центра поликультурного образования МБОУ «СОШ№22»
Совет по управлению:
Шилянникова Л.И. директор школы №22
Тугарина Т.Н. методист ГМК
Макаренко О.Н зам.дир. по УВР
Сватова Л.З. .зам.дир. по УВР
Тюкпиекова Е.Я. .зам.дир. по ВР
Пожилова И.М. .зам.дир. по УВР
Улугбашева О .И. руководитель ГМО учителей хакасского языка г.Абакана
Майнагашева Л.И. учитель хакасского языка МБОУ «Лицей»
Матросова Н.Н. методист ЦДТ
Казанаева Т.Ф. учитель хакасского языка нац.гимназии
Информация о Центре поликультурного образования
В школе успешно решаются актуальные задачи, стоящие перед современным российским образованием. Профессиональные достижения педагогического коллектива признаны на федеральном и региональном уровнях. Школа занимает активную позицию в поликультурном образовательном пространстве города и республики, вносит значительный вклад в сохранение и развитие хакасского языка, который изучается в школе уже 25 лет.
Действующий Центр поликультурного образования является важным ресурсом воспитания гражданственности, патриотизма, толерантности. Педагогический коллектив успешно реализует приоритетные направления государственной образовательной политики: школа является «пилотной» по реализации программ инклюзивного образования, открыты профильные группы в 10 и 11 классах, класс с углубленным изучением русского языка.
За позитивный вклад в развитие поликультурного образования школа Центр поликультурного образования внесена:
во Всероссийский национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России» – 2014, 2016;
во Всероссийский национальный реестр – «Книга почета» 2014, 2016.
В педагогическом коллективе сложилась система методической работы, ориентированная на формирование мотивационной, содержательной готовности педагогов к работе в инновационном режиме. Разработана и реализуется программа развития МБОУ «СОШ№22».
Основными инновационными направлениями, которые целенаправленно осуществляет администрация и педагогический коллектив МБОУ «СОШ №22» являются:
МБОУ «СОШ №22» Центр по направлению - Поликультурное образование.
Работа ведется через реализацию программ:
В школе достигнут достаточный уровень ресурсного обеспечения (нормативно-правового, кадрового, научно-методического, мотивационного, материально-технического).
Муниципальный Центр поликультурного образования
Целевые установки, направления и содержание деятельности:
Главными задачами работы Центра являются:
Основные направления деятельности Центра поликультурного образования:
Формы реализации программы Центра поликультурного образования
- консультационный пункт для учителей хакасского языка ОУ города;
- Школа выходного дня;
- Профильный отряд лагеря дневного пребывания, сформирован профильный отряд в количестве 20 обучающегося в загородный лагерь «Звездный»
На базе ЦПО проведены городские мероприятия:
Обучающиеся школы принимают активное участие в мероприятиях различного уровня: республиканский фестиваль «Ине тiлi», межрегиональный конкурс «ЧЫЛТЫЗАХТАР», муниципальный эрудит-марафон «Хыйгачахтар марии»и др.
-Творческий отчет Центра поликультурнорго образования «Радуга талантов» для обучающихся, родителей, общественности, социальных партнеров, где обобщен и представлен результат работы всех направлений деятельности:
Реализация Программ предполагает следующие направления:
В рамках данных направлений происходит формирование всех видов социокультурного опыта обучающихся:
Основные методы и методические приемы: в основу групповой и индивидуальной работы положены методы и приемы активного обучения и воспитания: лекции- беседы, дискуссии, методы разбора конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, психологические упражнения, тестирование, анкетирование, анализ ситуаций и собственных ощущений.
Программа поликультурного образования реализуется на трех уровнях: когнитивном, эмоционально-ценностном и деятельностном и при определении технологий и методов реализации учитывает возрастные особенности обучающихся:
- в младшем школьном возрасте — формы и методы, направленные на чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание, воспитание личности в духе мира, взаимопонимания и взаимоуважения между представителями различных этносоциумов.
в подростковом возрасте – это технологии, направленные на расширение знаний об историческом, научном и культурном развитии разных народов; формирование умения анализировать и сопоставлять взгляды на социальные процессы и явления; развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия; формирование духовно-нравственных ценностей в структуре личности.
в старшем школьном возрасте - технологии, имеющие ценностно - ориентационный и рефлексивно - творческий характер, направленные на формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры; формирование российской гражданской идентичности
развивающейся личности.
Для осуществления поликультурного образования и воспитания педагогический коллектив ориентируется на единый результат – систематизацию содержания работы, отработку технологии формирования у детей различных компетенций. Реализация поликультурного компонента осуществляется через: обогащение базовых образовательных дисциплин поликультурной проблематикой, путем включения, в учебный процесс дополнительных материалов, способствующих поликультурному просвещению всех учащихся (вне зависимости от их национальной принадлежности).
Учителями школы отбирается необходимый набор знаний, умений и навыков по фольклору, истории и этнографии и вводится в учебные программы по хакасскому языку и литературе, русскому языку и литературе, технологии, музыки, истории, ИЗО, географии и др. предметов и программ внеурочной деятельности. При этом, взаимодействии учителей, повышается эффективность обучения. Разные предметы объединены одной темой, что дает возможность учащимся шире черпать знания по многим предметам, возможность учителю повысить свою профессиональную компетентность. На ШМО проанализировано содержание учебного материала по различным образовательным областям, выделено включение регионально - национального содержания, которое отражено в рабочих программах.
В учебный план школы включены предметы: хакасский язык и литература, «Родной край Хакасия» для 1-8 классов. Программы внеурочной деятельности «История культуры моей Хакасии» для 1-4 классов, «Уроки актерского мастерства» и др.
Работа педагогического коллектива Центра направлена на увеличение доли обучающихся, изучающих хакасский язык и литературу, популяризацию хакасского языка
За последние годы просматривается позитивная динамика, как по количеству классов – комплектов, так и по количеству обучающихся, изучающих хакасский язык.
Год |
2014 - 2015 |
2015 - 2016 |
2016 - 2017 |
Кол-во классов комплектов/ кол-во обучающихся |
12/302 |
13/319 |
14/344 |
Республиканский проект «Школа культурного наследия»
Цель: обновление содержания образования и технологий обучения по основным общеобразовательным программам в соответствии с ФГОС через создание модельной школы по актуальному направлению развития современного образования.
Задачи:
Дорожная карта
проекта
«Школа культурного наследия»
№ |
Мероприятия |
Сроки |
1 |
.Разработка и описание модели школы «Школа культурного наследия» |
август - 2017 |
2 |
2.Подготовка нормативной базы ОО для апробации модели
|
2017 — 2018 уч.г.
|
3 |
Участие в Педагогическом марафоне «Обновление содержания образования и технологий обучения» |
Ноябрь - 2017 |
4 |
Реализация проекта через:
1.Урочную деятельность ( уроки: литературы, истории,хакасского языка, хакасской литературы, иностранных языков, «Современная Хакасия», географии). 2. Занятия внеурочной деятельности «История культуры моей Хакасии», «Эрудит», «Волшебный мир книг», «Волшебная кисточка», «Изонить», «Музей», «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология», «Родной край Хакасия». 3.Студии: Вокальные: - «Смайл», «Чалпан»; Литературная - «Солнышко» Хореографическая - «Дебют».
|
Постоянно |
5 |
Дни Тюрской письменности 1.«Эрудит — марафон» 2. «Вперед к истокам» |
Сентябрь- октябрь 2017 г. 2018 г. 2019 г. |
6 |
Наша школьная страна 1 «Традиции рождаются в семье» 2. «Все мы разные — все мы равные» 3. «Как не любить мне эту Землю !»
|
Декабрь 2017 г. 2018 г. 2019 г. |
7 |
Живи родной язык «Родной язык — духовное наследие моего народа»
|
Февраль 2018 - 2020 г.г. |
8 |
Дни славянской письменности
1. «И будет славить Русь родная святых апостолов славян» (история славянских святынь).
2. «А песня в России на все времена» (история песенного творчества на Руси).
3. «О значении имен, что пришли с седых времен» (история имен и фамилий на Руси).
4. «Наша сила в единстве» (заключительный этап)
|
Май
2018г.
2019г.
2020г.
2021г. |
Краткая характеристика инновационных практических и методических результатов работы, достигнутых за год
В результате диагностик педагогического и ученического коллективов выявлено:
«Диагностика уровня тревожности Филлипса», Проявляешь ли ты толерантность». Анкеты- опросники: «Исследование ценностных установок педагогического коллектива».
Инновационная деятельность школы, по созданию условий глубокого и всестороннего овладения обучающимися культурой своего народа для успешной интеграции в другие культуры по развитию позитивного толерантного отношения к культурным различиям, осуществлялась в течение учебного года.
Формы представления результатов:
Уровень |
Дата |
Тема |
Форма |
Кол-во активных участник |
Августовская конференция
|
26.08. 2016 |
Муниципальная система образования: стратегические ориентиры-эффективные решения |
Конференция |
8 |
Республиканский |
16.12. 2016 |
«Наша школьная страна», посвященная 25- летию изучения хакасского языка. |
фестиваль |
240 |
Республиканский
|
17.03. 2017 |
Школа центр поликультурного образования в рамках межмуниципального сотрудничества. «Системный подход к организации изучения хакасского языка и литературы» (из опыта работы ЦПО) |
Круглый стол |
35 |
IV Международная НПК |
18.11. 2016 |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с использованием активных форм учебной и внеурочной деятельности» |
Доклад. |
Дробышевская Ж.Л. |
IВсероссийский педагогический конкурс |
30.12.16 |
«Высокий результат» «Использование ИКТ на уроках» |
Методическая разработка |
Дробышевская Ж.Л. |
Инновационные проекты |
01-15. 09.2017 |
«Уроки актерского мастерства и школьный театр как педагогическая система, обеспечивающая успешную социализацию обучающихся». «Сетевое взаимодействие как фактор формирования основ гражданской идентичности в условиях реализации концепции филологического образования в рамках региональной инновационной площадки.
|
Проекты |
Администрация МБОУ «СОШ №22» |
Республиканский проект |
|
Модельные школы: обновление содержания и технологий обучения». МБОУ «СОШ №22 «Школа культурного наследия» |
Проект на 3 года |
Разработана дорожная карта |
Республиканский |
25.01.17
|
Культура речи как отражение духовного выбора современной российской молодежи.
«Многодетная семья и будущее Республики Хакасия»
«Культура речи как отражение духовного выбора современной российской молодежи»
«Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в старшей школе» |
Круглый стол
НПК
НПК
Конференция |
Алешечкина Ю.В. |
Муниципальный |
29.11.17 |
«Муниципальный центр эффективная модель поликультурного образования» |
Семинар |
Администрация, педагогический коллектив - 37 чел. |
Муниципальный |
27.04.17 |
«Взаимодействие учителя — логопеда и учителя начальных классов» |
Семинар |
Рунц Т.Ю., Сазанакова Л.Н., Бусоргина С.И. |
Республиканский |
19.04.17 |
на II Всероссийском научном семинаре «Миноритарные языки в современном поликультурном пространстве» 19.05.2017 «О роли муниципального центра поликультурного образования в создании развивающей образовательной среды, направленной на формирование поликультурной компетентности обучающихся. |
Семинар |
Л.И. Шишлянникова, Тюкпиекова Е.Я. |
Международный |
07.04.17 |
2 Международная НПК «Современное образование: актуальные вопросы» с работой «Воспитание гражданско- патриотической позиции у старших школьников» |
НПК |
Мельничук Т.А. |
Республиканский |
|
социальной одаренности обучающихся во внеурочной деятельности» доклад «Проектно-исследовательская деятельность как форма работы с одаренными обучающимися»
социальной одаренности обучающихся во внеурочной деятельности» доклад «Проектно-исследовательская деятельность как форма работы с одаренными обучающимися»
|
Семинар |
Трачук О.В. |
Республиканский |
18.05.17 |
Современные инновационные технологии в образовании». Ведение площадки «Интерактивные технологии обучения и возможности их примирения»
|
|
К.А. Кирилина. |
Т.о. педагогический коллектив активно представляет опыт работы на мероприятиях различного уровня как на базе школы так и в ОО города и республики.
За организацию и проведение Всероссийских конкурсов, за подготовку победителей, высокий профессионализм и активное участие в организации интеллектуальной и творческой деятельности школьников, за активное распространение эффективных образовательных практик, педагоги школы отмечены грамотами, благодарственными письмами, дипломами, организаторами Всероссийских, республиканских, муниципальных конкурсов, олимпиад.
Внешняя оценка итогов инновационной работы в 2016 - 2017 учебном году
Благодарственное письмо
Главы Республики Хакасия, Председателя РХ Зимина В.М.
За сохранение и развитие традиций, хакасского языка и культуры.
Председатель Правительства РХ В.М. Зимин
Благодарственное письмо
Директора МБОУ «СОШ №22 за высокий профессионализм, компетентность, за содействие в повышении квалификации учителей, развитие интереса к изучению хакасского языка и культуры народа.
Ректор ГАО РХ ДПО «ХакИРОиПК» С.Т. Дмитриева
Благодарственное письмо
За эффективное управление ОУ, заслуги в педагогической и воспитательной деятельности, развитие и сохранение хакасского языка, литературы, истории и культуры родного края.
Начальник ГУО
Администрации г. Абакана О.Н. Усольцева
Благодарственное письмо
За активное участие в VIII республиканском фестивале интернациональной дружбы «Ынархас чоллары» («Дороги дружбы»), посвященном 70-летию ЮНЕСКО
Министр образования
и науки Республики Хакасии Г.А. Салата
Количество участников деятельности Центра за 2015-2016учебный год
Участники реализации программы Центра поликультурного образования |
Количество участников |
Учащиеся ЦПО, школ города |
2632 |
Педагоги ЦПО, школ города |
354 |
Педагоги школ республики |
40 |
Представители общественных организаций |
19 |
Родительская общественность |
584 |
Преподаватели вузов |
6 |
Студенты ХГУ. Институт Межнациональной коммуникации |
37 |
Жители города (посещение отчетного мероприятия по итогам работы ЦПО, посещение школьного музея, выставки творческих работ обучающихся и др.) |
247 |
Итого |
3919 |
Обучающиеся школы принимают активное участие в мероприятиях различного уровня, являются призерами и победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, НПК «Юность науки», «Юные исследователи -2015» (позитивная динамика в данном учебном году).
Социальные партнёры, принимавшие участие в инновационной деятельности ЦПО
Образовательные учреждения города: Хакасская национальная гимназия им. Н.Ф.Катанова :ЦДТ, «СОШ№24, «Лицей», «СОШ №26», «СОШ№25», «СОШ №10», «СОШ №1».
Формируется сотрудничество со школами №17, № 21, №23, №27.
Общественные организации города: «Совет Старейшин», лига хакасских женщин «Алтынай», организации национальных диаспор.
Театры города: «Сказка», «Читиген», Хакасский национальный театр им. Топанова.
Библиотеки: «Ровесник», Хакасская национальная библиотека.
Средства массовой информации, телевизионные каналы ТНТ, «Хабарлар».
Краеведческий музей.
8.Основные нововведения, планируемые на 2017 — 2018 учебный год
Направление МБОУ «СОШ № 22» «Школа культурного наследия».
МБОУ «СОШ №22» Центр по направлению - Поликультурное образование.