Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Абакана
«Средняя общеобразовательная школа №22»

Официальный сайт

О Центре поликультурности

 

  Структура  Центра  поликультурного  образования  МБОУ  «СОШ№22»

                                                     Совет по управлению:

 

Шилянникова Л.И.                                           директор школы №22

Тугарина Т.Н.                                                    методист ГМК

Макаренко О.Н                                                  зам.дир. по УВР

Сватова Л.З.                                                       .зам.дир. по УВР

Тюкпиекова Е.Я.                                               .зам.дир. по ВР

Пожилова И.М.                                                 .зам.дир. по УВР

Улугбашева О .И.                                               руководитель ГМО учителей хакасского языка г.Абакана

Майнагашева Л.И.                                             учитель хакасского языка МБОУ «Лицей»

Матросова Н.Н.                                                  методист   ЦДТ

Казанаева Т.Ф.                                                   учитель хакасского языка  нац.гимназии

 

Информация о Центре поликультурного образования

    В школе успешно решаются актуальные задачи, стоящие перед современным российским образованием. Профессиональные достижения педагогического  коллектива признаны на федеральном и региональном уровнях. Школа занимает активную позицию в поликультурном образовательном пространстве города и республики, вносит значительный вклад  в сохранение и развитие хакасского языка, который изучается в школе  уже 25 лет.

Действующий Центр поликультурного образования является важным  ресурсом воспитания гражданственности, патриотизма, толерантности.  Педагогический коллектив успешно реализует  приоритетные направления  государственной образовательной политики: школа является «пилотной» по реализации программ инклюзивного образования, открыты профильные группы в 10 и 11 классах, класс  с углубленным изучением  русского языка.

     За позитивный вклад в развитие поликультурного образования школа  Центр поликультурного образования  внесена:

       во Всероссийский национальный реестр «Ведущие образовательные  учреждения России» – 2014, 2015,  2016;

       во Всероссийский национальный реестр – «Книга почета»  2014, 2015,  2016.

 

В педагогическом коллективе сложилась система методической работы, ориентированная на формирование мотивационной, содержательной готовности  педагогов  к работе в инновационном режиме.  Разработана и реализуется программа развития  МБОУ «СОШ№22».

                       Основными инновационными  направлениями, которые целенаправленно   осуществляет администрация и педагогический  коллектив МБОУ «СОШ №22» являются:

  • реализация поликультурного образования;
  • системный подход к организации изучения хакасского языка и литературы;
  • реализация Республиканского проекта  «Модельные школы:  обновление содержания образования  и технологий обучения». Направление «Школа культурного наследия» 
  • создание оптимальных педагогических условий для  социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями.
  • Сетевое библиотечно- информационное пространство.

 МБОУ «СОШ №22» Центр по направлению  - Поликультурное образование.

 

 Работа ведется через реализацию программ:

  • Центра поликультурного образования;
  • Программы развития школы «Создание поликультурной среды как основы для развития личности ребенка в условиях общеобразовательной школы».
  • Проекта «Модельные школы:  обновление содержания образования  и технологий обучения».

В школе достигнут достаточный уровень ресурсного обеспечения (нормативно-правового, кадрового,  научно-методического, мотивационного, материально-технического).

 

 Муниципальный   Центр поликультурного образования

 

Целевые установки, направления и содержание деятельности:

  • формирование и развитие социокультурной компетентности учителей и учащихся как проявление бесконфликтного, толерантного поведения субъектами образовательного процесса;
  • обогащение технологического компонента образовательных отношений, широкое применение игровых, проектных, информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.
  • муниципальный Центр поликультурного образования как тип ОУ, обеспечивающий продуктивное сотрудничество с ОУ города, решающими аналогичные задачи, а также расширение социального партнерства с научными, культурными и общественными учреждениями и организациями для обогащения образовательного пространства.

 

Главными  задачами  работы Центра являются: 

  • формирование убеждений о равенстве всех культур;
  • изучение различных культурных моделей;
  • формирование толерантности как инструмента межнационального общения.
  • Осуществление образовательных проектов, направленных на популяризацию  хакасского языка, хакасской культуры.

 

Основные направления деятельности Центра поликультурного образования:

 

  • духовно-нравственное воспитание и развитие личности (плановые мероприятия Центра, внеурочная деятельность);
  • социальная  активность школьников - установление связей с социальными партнерами, общественными организациями города и республики);
  • интеллектуальное развитие личности ученика - активизация работы научных обществ учащихся «Всезнайка», «Надежда», реализация подпрограмм  «Одаренные дети», «Формирование поликультурной компетентности личности ребенка в условиях школьного образования». Реализация проекта «Живи родной язык!». Участие  педагогов и обучающихся в мероприятиях  различного уровня;
  • поликультурное образование учащихся (содержание образования, реализация воспитательной системы школы);
  • государственно-общественное управление; (проведение мероприятий с участием родительской общественности,  членов  совета Учреждения);

 

  • развитие инфраструктуры школы - оформление школьного пространства как Центра поликультурного образования. Оснащение школы современной компьютерной техникой, оборудование школьного музея.

 

Формы реализации программы  Центра поликультурного образования

 

  • Созданы условия  для формирования  самоидентификации, позитивной социализации личности ребенка  в условиях школы поликультурного  образования
  • Разработана модель процесса формирования поликультурной компетентности школьников.
  • Реализация проекта «Школа культурного наследия» 

 

  • Реализация контракта №2110-2 проекта «Чапсыхчоох об оказании услуг по подготовке и  осуществлению радио и телепередач, направленных на обогащение словарного запаса  и грамматического строя хакасской речи, в том числе для людей,  не владеющих  хакасским языком.
  • Заключен договор о научно-методическом сотрудничестве с «Хакасским  государственным университетом им. Н.Ф. Катанова» с целью осуществления научно-методического сотрудничества, направленного на совершенствование   образовательного процесса по теме: «Формирование поликультурной компетентности личности ребенка в условиях школьного образования», ОУ города.
  • Реализуется программа   проекта в области сохранения хакасского языка и культуры хакасского народа «Уроки театрального мастерства».
  • Работает:

             -  консультационный пункт для учителей хакасского языка ОУ города;

            -  Школа выходного дня;

             - Профильный отряд лагеря дневного пребывания, сформирован профильный отряд в количестве 20 обучающегося в загородный лагерь «Звездный»

     На базе ЦПО   проведены  городские мероприятия:

 

  • Ежегодный традиционный Фестиваль – конкурс  «Наша школьная страна», посвященный 25 — летию изучения хакасского языка. 15.12.2016.
  • Городской семинар «Муниципальный центр эффективная модель поликультурного образования».29.11.2016
  • Школа центр поликультурного образования в рамках межмуниципального сотрудничества. «Системный подход к организации изучения хакасского языка и литературы» (из опыта работы ЦПО). 17.03.2017
  • Конкурс  «Живи родной язык!», участниками которого стали команды школ города, они продемонстрировали глубокие знания хакасского языка, культуры, традиций хакасского народа.;02.2017
  • В данном учебном году   на II Всероссийском  научном семинаре, посвященном 155 — летию со дня рождения Н.Ф. Катанова «Миноритарные языки в современном поликультурном пространстве» представлен опыт работы Центра поликультурного образования по вопросам: «О роли ЦПО в создании развивающей образовательной среды, направленной на формирование поликультурной компетентности  учащихся»,  «Хакасский язык в системе билингвального образования через реализацию проекта «Чапсыхчоох»» 19.05.2017.

  Обучающиеся школы принимают активное участие в мероприятиях различного уровня: республиканский фестиваль «Ине тiлi», межрегиональный конкурс «ЧЫЛТЫЗАХТАР», муниципальный эрудит-марафон «Хыйгачахтар  марии»и др.

-Творческий отчет Центра поликультурнорго образования  «Радуга талантов» для обучающихся, родителей, общественности, социальных партнеров, где обобщен и представлен результат работы всех направлений деятельности:

  • Литературной студии  «Солнышко», основной целью которой является  развитие творческих способностей обучающихся. Большой интерес присутствующих вызвала литературная композиция «Легенда о хакасской жемчужине» (Автор Е.А. Мечтанова).
  • Театральной  студии «Сужес» (театральная постановка на хакасском языке), хореографического ансамбля  «Дебют», вокальной студии «Смайл», «Чалпан», секции Греко- римской борьбы, социальных партнеров - образцовая эстрадная  студия «Час ханат».
  • Уроки актерского мастерства — данный курс оказался востребованным обучающимися 5 — 6 классов, т. к. большое внимание на занятиях было уделено артикуляции, дыхательной гимнастике, упражнениям на развитие памяти, внимания, образное мышление, построение монологической и диалогической речи, умению работать на аудиторию. А также на снятие напряжения и стресса.

Реализация Программ предполагает следующие направления:

  •  организация учебного процесса:
  • организация внеурочной деятельности; системы дополнительного
  • образования.
  •  реализация воспитательных мероприятий.
  • психолого-педагогическое сопровождение.

В рамках данных направлений происходит формирование всех видов социокультурного опыта обучающихся:

  • изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;
  • формирование понимания и уважения к русской культуре и цивилизации;
  • воспитание любви к родному слову, обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения истории русского языка, хакасского языка;
  • воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;
  • формирование нравственных идеалов на основе духовных и культурно — исторических ценностей;
  • формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

Основные методы и методические приемы: в основу групповой и индивидуальной работы  положены методы и приемы активного  обучения и воспитания: лекции- беседы, дискуссии, методы разбора конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, психологические упражнения, тестирование, анкетирование, анализ ситуаций и собственных ощущений.

      Программа поликультурного образования реализуется на трех уровнях: когнитивном, эмоционально-ценностном и деятельностном и при определении технологий и методов реализации учитывает возрастные особенности обучающихся:

- в младшем школьном возрасте — формы и методы, направленные на чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание, воспитание личности в духе мира, взаимопонимания и взаимоуважения между представителями  различных этносоциумов.

в подростковом возрасте – это технологии, направленные на расширение знаний об историческом, научном и культурном развитии разных народов; формирование умения анализировать и сопоставлять взгляды на социальные процессы и явления; развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия; формирование духовно-нравственных ценностей в структуре личности.

в старшем школьном возрасте - технологии, имеющие ценностно - ориентационный и рефлексивно - творческий характер, направленные на формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры; формирование российской гражданской идентичности

развивающейся личности.

     Для осуществления  поликультурного образования и воспитания педагогический  коллектив  ориентируется на единый результат – систематизацию содержания работы, отработку технологии формирования у детей различных компетенций. Реализация поликультурного компонента осуществляется через: обогащение базовых образовательных дисциплин поликультурной проблематикой, путем включения, в учебный процесс дополнительных материалов, способствующих поликультурному просвещению всех учащихся (вне зависимости от их национальной принадлежности).

Учителями школы отбирается необходимый набор знаний, умений и навыков по фольклору, истории и этнографии  и вводится в учебные программы по хакасскому языку и литературе, русскому языку и литературе, технологии, музыки, истории, ИЗО, географии и др. предметов и программ внеурочной деятельности.  При этом, взаимодействии учителей, повышается эффективность обучения. Разные предметы объединены одной темой, что дает возможность учащимся шире черпать знания по многим предметам, возможность учителю повысить свою профессиональную компетентность. На ШМО проанализировано содержание учебного материала по различным образовательным областям, выделено  включение регионально - национального содержания, которое отражено в рабочих программах.  

        В учебный план школы включены предметы:  хакасский язык и литература, «Родной край Хакасия» для 1-8 классов. Программы внеурочной деятельности «История культуры моей Хакасии» для 1-4 классов, «Уроки актерского мастерства» и др.

Работа педагогического коллектива  Центра направлена на увеличение доли обучающихся,  изучающих  хакасский  язык и литературу, популяризацию хакасского языка

За последние годы просматривается позитивная  динамика,  как по количеству классов – комплектов, так и по количеству обучающихся, изучающих хакасский язык.

 

Год

2014 - 2015

        2015 - 2016

2016 - 2017

Кол-во классов комплектов/

 кол-во обучающихся

 

12/302

 

13/319

 

14/344

 

Республиканский проект  «Школа культурного наследия»

 

Цель: обновление содержания образования и технологий обучения по основным общеобразовательным программам в соответствии с ФГОС через создание модельной школы по актуальному  направлению развития современного образования.

Задачи:

  1. Проектирование ООП, АООП модельной школы по  направлению  «Школа культурного наследия».
  2. Разработка организационно-методических материалов, обеспечивающих содержание ООП (АООП).
  3. Внедрение технологий обучения, обеспечивающих реализацию ООП (АООП) модельной школы.

Дорожная карта

проекта

«Школа культурного наследия»

 

Мероприятия

Сроки

1

.Разработка и описание  модели школы

«Школа культурного наследия»  

 август - 2017

2

2.Подготовка нормативной базы ОО для апробации модели 

 

2017 — 2018 уч.г.

 

3

Участие в Педагогическом марафоне «Обновление содержания образования и технологий обучения» 

Ноябрь - 2017

4

Реализация проекта через:

 

  1.Урочную деятельность ( уроки: литературы, истории,хакасского языка, хакасской литературы,  иностранных языков, «Современная Хакасия», географии).

  2. Занятия внеурочной деятельности  «История культуры моей Хакасии», «Эрудит», «Волшебный мир книг», «Волшебная кисточка», «Изонить»,

«Музей», «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология», «Родной край Хакасия».

3.Студии:

Вокальные:  - «Смайл», «Чалпан»;

Литературная - «Солнышко»

Хореографическая  - «Дебют».

 

 

Постоянно

5

Дни Тюрской письменности

1.«Эрудит — марафон»

2.  «Вперед к истокам»

Сентябрь- октябрь 2017 г.

2018 г.

2019 г.

6

Наша школьная страна

1    «Традиции рождаются в семье»

2.   «Все мы разные — все мы равные»

3.  «Как не любить мне эту Землю !»

 

Декабрь

2017 г.

2018 г.

 2019 г.

7

Живи родной язык

«Родной язык — духовное наследие моего народа»

 

Февраль

 2018 - 2020 г.г.

8

Дни славянской письменности

 

1.  «И будет славить Русь родная святых апостолов славян»  (история славянских святынь).

 

2.  «А песня в России на все времена» (история песенного творчества на Руси).

 

3.  «О значении имен, что пришли с седых времен» (история имен и фамилий на Руси).

 

4. «Наша сила в единстве»  (заключительный этап)

 

Май

 

2018г.

 

 

2019г.

 

 

2020г.

 

 

2021г.

 

 

Краткая характеристика инновационных практических и  методических результатов работы, достигнутых за год

 

  • Работа педагогического коллектива  Центра направлена на увеличение доли обучающихся, изучающих хакасский язык, популяризацию хакасского языка (динамика  + 25 обучающихся в данном учебном году).
  • Системное участие 85 % учителей в инновационной работе.
  • Используются ресурсы учебных предметов в области поликультурного образования
  • Созданы условия, формирующие поликультурную личность ученика.
  • Разработана модель процесса формирования поликультурной компетентности школьников.
  • Достигнут достаточный уровень ресурсного обеспечения для создания поликультурной образовательной среды.
  • Расширилось  количество  социальных  партнеров,  налаживаются  прочные  деловые контакты       с музеями, библиотеками, театрами.
  • Тесное взаимодействие ОУ со СМИ.

 

В результате диагностик педагогического и ученического  коллективов выявлено:

 

  • достаточно    высокий уровень коммуникативной толерантности педагогического коллектива  - 38 баллов (В. Бойко);
  • снижен уровень тревожности обучающихся  (низкий с динамикой -8; средний -4;  повышенный  - 3; высокий – 4);
  • просматривается      положительная динамика  уровня толерантности обучающихся (высокий-58%; средний-39%; низкий-3%),  улучшение психологического климата в школе; определен уровень восприятия многонациональной среды обучающимися – 86% и родителями -87%;
  • составлена карта педагогической оценки педагогического коллектива;
  • у обучающихся сформированы: - представления о многообразии культур;
  • проведены тестирования  обучающихся 2-11  классов  по методикам «Диагностика уровня самооценки личности», методика «Индекс толерантности»,

 «Диагностика уровня тревожности Филлипса», Проявляешь ли ты толерантность». Анкеты- опросники:  «Исследование ценностных установок педагогического коллектива».

Инновационная деятельность школы,  по созданию условий глубокого и всестороннего овладения обучающимися культурой своего народа  для успешной интеграции в другие культуры по развитию позитивного толерантного отношения к культурным различиям, осуществлялась в течение учебного года.

 

 

Формы представления результатов:

 

Уровень

Дата

Тема

Форма

Кол-во активных участник

    Августовская конференция

 

 

26.08.

2016

Муниципальная система образования:  стратегические ориентиры-эффективные решения

Конференция

8

Республиканский

16.12.

2016

«Наша школьная страна», посвященная 25- летию изучения хакасского языка.

фестиваль

240

Республиканский

 

17.03.

2017

Школа центр поликультурного образования в рамках межмуниципального сотрудничества. «Системный подход к организации изучения хакасского языка и литературы» (из опыта работы ЦПО)

Круглый стол

35

IV Международная НПК

18.11.

2016

Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с использованием активных форм учебной и внеурочной деятельности»

Доклад.

Дробышевская Ж.Л.

IВсероссийский педагогический конкурс

30.12.16

«Высокий результат» «Использование ИКТ на уроках»

Методическая разработка

Дробышевская Ж.Л.

Инновационные проекты

01-15. 09.2017

«Уроки актерского мастерства и школьный театр как педагогическая система, обеспечивающая успешную социализацию обучающихся».

«Сетевое взаимодействие как фактор формирования основ гражданской идентичности в условиях реализации  концепции филологического образования в рамках региональной инновационной площадки.

 

Проекты

Администрация МБОУ «СОШ №22»

Республиканский проект

 

Модельные школы: обновление содержания и технологий обучения».

МБОУ «СОШ №22 «Школа культурного наследия»

Проект на 3 года

Разработана дорожная карта

Республиканский

25.01.17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура речи как отражение духовного выбора современной российской молодежи.

 

«Многодетная семья и будущее Республики Хакасия»

 

«Культура речи как отражение духовного выбора современной российской молодежи»

 

«Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся  в старшей школе» 

Круглый стол

 

 

НПК

 

 

 

НПК

 

 

 

Конференция

Алешечкина Ю.В.

Муниципальный

29.11.17

«Муниципальный центр эффективная модель поликультурного образования»

Семинар

Администрация, педагогический коллектив -    37 чел.

Муниципальный

27.04.17

«Взаимодействие учителя — логопеда и учителя  начальных классов»

Семинар

Рунц Т.Ю., Сазанакова Л.Н., Бусоргина С.И.

Республиканский

19.04.17

на II Всероссийском научном семинаре «Миноритарные языки в современном поликультурном пространстве» 19.05.2017

     «О роли муниципального центра поликультурного образования  в создании развивающей образовательной среды, направленной на формирование поликультурной компетентности обучающихся.

Семинар

Л.И. Шишлянникова,  Тюкпиекова Е.Я.

Международный

07.04.17

2 Международная НПК «Современное образование: актуальные вопросы» с работой «Воспитание гражданско- патриотической позиции у старших школьников»

НПК

Мельничук Т.А.

Республиканский

 

  1. Республиканский семинар»Технология развития

социальной одаренности обучающихся во внеурочной деятельности» доклад «Проектно-исследовательская деятельность как форма работы с одаренными обучающимися»

 

  1. .Республиканский семинар»Технология развития

социальной одаренности обучающихся во внеурочной деятельности» доклад «Проектно-исследовательская деятельность как форма работы с одаренными обучающимися»  

 

Семинар

Трачук О.В.

Республиканский

18.05.17

Современные инновационные технологии в образовании». Ведение площадки «Интерактивные технологии обучения и возможности их  примирения»

 

 

К.А. Кирилина.

Т.о.  педагогический коллектив активно представляет опыт работы на мероприятиях различного уровня как на базе школы так и  в ОО города и республики.

 

   За организацию и проведение Всероссийских конкурсов, за подготовку победителей, высокий профессионализм и активное участие в организации интеллектуальной и творческой  деятельности  школьников, за активное распространение эффективных образовательных практик, педагоги школы отмечены грамотами, благодарственными письмами, дипломами,          организаторами Всероссийских, республиканских, муниципальных  конкурсов, олимпиад.

 

Внешняя оценка итогов инновационной работы в  2016 - 2017    учебном году

 

Благодарственное письмо

Главы Республики Хакасия, Председателя РХ Зимина В.М.

 

За сохранение и развитие традиций, хакасского языка и культуры.

 

     Председатель Правительства РХ                                                          В.М.  Зимин

 

 

Благодарственное письмо

 

Директора МБОУ «СОШ №22 за высокий профессионализм, компетентность, за содействие в повышении квалификации учителей, развитие интереса к изучению хакасского языка и культуры народа.

 

        Ректор ГАО РХ ДПО «ХакИРОиПК»                                              С.Т. Дмитриева

 

 

 

 

Благодарственное письмо

За эффективное управление ОУ, заслуги в педагогической и воспитательной деятельности,  развитие и сохранение хакасского языка, литературы, истории и культуры родного края.

 

      Начальник ГУО

     Администрации г. Абакана                                                              О.Н. Усольцева

 

Благодарственное письмо

 

За активное участие в VIII республиканском фестивале интернациональной дружбы «Ынархас чоллары»     («Дороги дружбы»), посвященном 70-летию ЮНЕСКО

 

 

Министр образования

и науки Республики Хакасии                                                                  Г.А. Салата

 

Количество участников  деятельности Центра за 2015-2016учебный год

 

Участники реализации программы Центра поликультурного образования

Количество участников

Учащиеся  ЦПО, школ города

2632

Педагоги  ЦПО, школ города

354

Педагоги школ республики

40

Представители общественных организаций

19

Родительская общественность

584

Преподаватели вузов

6

Студенты ХГУ. Институт Межнациональной коммуникации

37

Жители города (посещение отчетного мероприятия по итогам работы ЦПО, посещение  школьного музея, выставки творческих работ обучающихся и др.)

247

Итого

3919

 

        Обучающиеся  школы принимают активное участие в мероприятиях различного уровня, являются призерами  и победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, НПК «Юность науки», «Юные исследователи -2015» (позитивная динамика в данном учебном году).

Социальные партнёры,   принимавшие участие в инновационной деятельности ЦПО

 

Образовательные учреждения  города: Хакасская национальная гимназия  им. Н.Ф.Катанова :ЦДТ, «СОШ№24,  «Лицей»,   «СОШ  №26»,  «СОШ№25», «СОШ №10», «СОШ №1».

Формируется сотрудничество со школами  №17, № 21, №23, №27.

 

Общественные организации города: «Совет Старейшин»,  лига хакасских женщин «Алтынай», организации национальных диаспор.

Театры города: «Сказка», «Читиген», Хакасский национальный театр им. Топанова.

Библиотеки:     «Ровесник», Хакасская национальная библиотека.

Средства массовой информации, телевизионные каналы ТНТ, «Хабарлар».

Краеведческий музей.

 

8.Основные нововведения, планируемые на 2017 — 2018 учебный год

  • Реализация республиканского  проекта «Модельные школы: обновление содержания образования и технологий обучения.

Направление МБОУ «СОШ № 22» «Школа культурного наследия».

 

  •  Переход на ФГОС  - 7  классы.

 

  • Обновление  страницы на  сайте школы о деятельности  Центра поликультурного образования.

 

  • Сетевое библиотечно- информационное пространство.

 МБОУ «СОШ №22» Центр по направлению  - Поликультурное образование.