Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Абакана
«Средняя общеобразовательная школа №22»

Официальный сайт

О Центре поликультурности

 

  Структура  Центра  поликультурного  образования  МБОУ  «СОШ№22»

                                                     Совет по управлению:

 

Шилянникова Л.И.                                           директор МБОУ "СОШ №22"

Тугарина Т.Н.                                                  методист ГМК

Макаренко О.Н                                               зам.дир. по УВР

Сватова Л.З.                                                  зам.дир. по УВР

Тюкпиекова Е.Я.                                            учитель Хакаского языка

Пожилова И.М.                                              зам.дир. по УВР

Улугбашева О .И.                                          руководитель ГМО учителей хакасского языка г.Абакана

Майнагашева Л.И.                                        учитель хакасского языка МБОУ «Лицей»

Матросова Н.Н.                                            методист   ЦДТ

Казанаева Т.Ф.                                             учитель хакасского языка  нац.гимназии

 

 Муниципальный   Центр поликультурного образования

 

    В школе успешно решаются актуальные задачи, стоящие перед современным российским образованием. Профессиональные достижения педагогического  коллектива признаны на муниципальном и региональном уровнях. Школа занимает активную позицию в поликультурном образовательном пространстве города и республики, вносит значительный вклад  в сохранение и развитие хакасского языка, который изучается в школе  уже 28 лет.

Действующий Центр поликультурного образования является важным  ресурсом воспитания гражданственности, патриотизма, толерантности.  Педагогический коллектив успешно реализует  приоритетные направления  государственной образовательной политики: школа  реализует программы: по изучению хакасского языка и хакасской литературы,  инклюзивного образования, открыты профильные группы в 10 и 11 классах, класс  с углубленным изучением  русского языка.

    

В педагогическом коллективе сложилась система методической работы, ориентированная на формирование мотивационной, содержательной готовности  педагогов  к работе в инновационном режиме.  Разработана и реализуется программа развития  МБОУ «СОШ№22»  2017 — 2022 г.г.

                       Основными инновационными  направлениями, которые целенаправленно   осуществляет администрация и педагогический  коллектив МБОУ «СОШ №22» являются:

  • реализация поликультурного образования;

 

  • системный подход к организации изучения хакасского языка и хакасской литературы;

 

  • реализация Республиканского проекта «Модельные школы:  обновление содержания образования  и технологий обучения». Направление «Школа культурного наследия» Приказ Министерства образования и науки от 02.04.2018  № 100 — 262;

 

  • создание оптимальных педагогических условий для социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями.

 

  • В 2019 г. школа включилась в работу по реализации   мероприятий совместной деятельности  с  МБОУ Алдан Маадырская СОШ Сут-Хольского кожууна Республики Тыва, в рамках Межрегионального интернет-проекта «Мост дружбы».

 

 Работа ведется через реализацию программ:

  • Центра поликультурного образования;
  • Программы развития школы.
  • Проекта «Модельные школы: обновление содержания образования  и технологий обучения».
  • Межрегионального интернет-проекта «Мост дружбы».
  • Активное включение в движение Ассоциированных школ ЮНЕСКО (в 2019-2020 учебном году планируется получение статуса Ассоциированной школы ЮНЕСКО)

В школе достигнут достаточный уровень ресурсного обеспечения (нормативно-правового, кадрового,  научно-методического, мотивационного, материально-технического).

 

Целевые установки, направления и содержание деятельности:

  • формирование и развитие социокультурной компетентности учителей и учащихся как проявление бесконфликтного, толерантного поведения субъектами образовательного процесса;
  • обогащение технологического компонента образовательных отношений, широкое применение игровых, проектных, информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.
  • муниципальный Центр поликультурного образования как тип ОУ, обеспечивающий продуктивное сотрудничество с ОУ города, решающими аналогичные задачи, а также расширение социального партнерства с научными, культурными и общественными учреждениями и организациями для обогащения образовательного пространства.

 

Главными  задачами  работы Центра являются: 

  • формирование убеждений о равенстве всех культур;
  • изучение различных культурных моделей;
  • формирование толерантности как инструмента межнационального общения.
  • Осуществление образовательных проектов, направленных на популяризацию хакасского языка, хакасской культуры.
  • создать системные представления о народной культуре Хакасии, ее связи с историей, о месте культуры родного края, своей семьи в культурно-историческом пространстве республики.

Основные направления деятельности Центра поликультурного образования:

 

  • духовно-нравственное воспитание и развитие личности (плановые мероприятия Центра, внеурочная деятельность);
  • социальная активность школьников - установление связей с социальными партнерами, общественными организациями города и республики);
  • интеллектуальное развитие личности ученика - активизация работы научного общества учащихся, реализация подпрограмм «Одаренные дети», «Формирование поликультурной компетентности личности ребенка в условиях школьного образования».  Участие  педагогов и обучающихся в мероприятиях  различного уровня;
  • поликультурное образование учащихся (содержание образования, реализация воспитательной системы школы);
  • государственно-общественное управление; (проведение мероприятий с участием родительской общественности, членов  совета Учреждения);

 

  • развитие инфраструктуры школы - оформление школьного пространства как Центра поликультурного образования. Оснащение школы современной компьютерной техникой, оборудование школьного музея.

 

Формы реализации программы  Центра поликультурного образования

      

  • Созданы условия для формирования  самоидентификации, позитивной социализации личности ребенка  в условиях школы поликультурного  образования
  • Разработана модель процесса формирования поликультурной компетентности школьников.
  • Приказом Министерства образования и науки РХ от  02.04.2018 № 100-262 утвержден список модельных школ, участвующих  в реализации мероприятий направления «Обновление содержания образования и технологий обучения» приоритетного проекта РХ «Современная образовательная среда  для школьников». Участник проекта  МБОУ «СОШ № 22». Направление - «Школа культурного наследия».

          Продукты проекта:

  • Творческие мастерские малочисленных народов Хакасии.
  • Музей культурного наследия.
  • Центр поликультурного образования.
  • Поликультурный фестиваль «Дружбы Ынырхас»,
  • «Центр собирает друзей»...
  • Включение в движение Ассоциированные школы «ЮНЕСКО».

 

  Проведение мероприятий различного уровня,   направленных на обогащение словарного запаса  и грамматического строя хакасской речи, в том числе для людей,  не владеющих  хакасским языком.

Заключен договор о научно - методическом сотрудничестве с «Хакасским  государственным университетом им. Н.Ф. Катанова» с целью осуществления научно-методического сотрудничества, направленного на совершенствование   образовательного процесса по теме: «Формирование поликультурной компетентности личности ребенка в условиях школьного образования», ОУ города.

Работает:

 консультационный пункт для учителей хакасского языка  ОУ города;

  • Школа выходного дня;
  • Профильная смена пришкольного лагеря дневного пребывания «Кристалл»;
  • сформирован профильный отряд в количестве 20 обучающегося в загородный лагерь «Звездный».

 

    В 2018 — 2019  учебном году на базе  ЦПО   проведены   мероприятия:

 

  • Муниципальный этап республиканского фестиваля хакасских родов «Родной язык душа народа» (18.09.2019).
  • День хакасского языка. (04.09.2018).
  • Конкурс по русскому языку, истории и культуре России среди детей мигрантов «Живем в России, Россию знаем!» (16.11.2018).
  • Региональный фестиваль «Радуга наций». ( 02.11.2018).
  • Республиканский семинар учителей хакасского языка  по теме: «Обучение рецептивным и продуктивным видам речевой деятельности»
  • Городской эрудит-марафон (интеллектуальная игра) (11.2018).
  • Месячник национальных культур «Созвездие народов Хакасии». Организованы встречи с представителями культурно — национальных общественных организаций: «Полония», «Согдиана», немецкой культуры, еврейской общины,  представителями Совета старейшин.(февраль).
  • Муниципальный конкурс «Живи, родной язык» (02.2019).
  • Республиканский семинар «Русский родной язык как основа формирования культуры личности» (21.02.2019).
  • Межрегиональный образовательный интернет — проект «Мост дружбы».

          Интерактивная игра: «Разноцветие культур: узнаем больше друг о друге»

          (МБОУ Алдан — Маадырская СОШ. Тыва). 12.03.2019

  • III Абаканский форум «Город. Семья. Дети».  Площадка «Поликультурное воспитание в семье  залог социального благополучия ребенка» (29.03.2019)
  • Творческий отчет Центра поликультурного образования «Радуга талантов», для обучающихся, родителей, общественности, где обобщен и представлен результат работы  всех направлений деятельности. (14.05.2019)
  • Муниципальный праздник «Абакан — поликультурный город» (21.06.19).
  • Квест  «Игры и традиции народов России»(10.06.19).

 

  Обучающиеся школы принимают активное участие в мероприятиях различного уровня: республиканский фестиваль «Ине тiлi», межрегиональный конкурс «ЧЫЛТЫЗАХТАР», муниципальный эрудит - марафон «Хыйгачахтар  марии»,  республиканский спортивный праздник «ОЧЫ ПАЙРАМ — 2019», «Ынырхас чоллары», «Эрудиция — путь к успеху»  и др.

-Творческий отчет Центра поликультурнорго образования  «Радуга талантов» для обучающихся, родителей, общественности, социальных партнеров, где обобщен и представлен результат работы всех направлений деятельности:

  • Литературной студии «Солнышко», основной целью которой является  развитие творческих способностей обучающихся.
  • Театральной студии «Сужес» (театральная постановка на хакасском языке), хореографического ансамбля  «Дебют», вокальных студий «Смайл» и  «Чалпан», секции Греко- римской борьбы, социальных партнеров - образцовая эстрадная  студия «Часханат».

 

Реализация Программ предполагает следующие направления:

  • организация учебного процесса:
  • организация внеурочной деятельности; системы дополнительного

образования.

  • реализация воспитательных мероприятий.
  • психолого-педагогическое сопровождение.

В рамках данных направлений происходит формирование всех видов социокультурного опыта обучающихся:

  • изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;
  • формирование понимания и уважения к русской культуре и цивилизации;
  • воспитание любви к родному слову, обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения истории русского языка, хакасского языка;
  • воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;
  • формирование нравственных идеалов на основе духовных и культурно — исторических ценностей;
  • формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

 

Основные методы и методические приемы: в основу групповой и индивидуальной работы  положены методы и приемы активного  обучения и воспитания: лекции- беседы, дискуссии, методы разбора конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, психологические упражнения, тестирование, анкетирование, анализ ситуаций и собственных ощущений.

      Программа поликультурного образования реализуется на трех уровнях: когнитивном, эмоционально-ценностном и деятельностном и при определении технологий и методов реализации учитывает возрастные особенности обучающихся:

- в младшем школьном возрасте — формы и методы, направленные на чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание, воспитание личности в духе мира, взаимопонимания и взаимоуважения между представителями  различных этносоциумов.

в подростковом возрасте – это технологии, направленные на расширение знаний об историческом, научном и культурном развитии разных народов; формирование умения анализировать и сопоставлять взгляды на социальные процессы и явления; развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия; формирование духовно-нравственных ценностей в структуре личности.

в старшем школьном возрасте - технологии, имеющие ценностно - ориентационный и рефлексивно - творческий характер, направленные на формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры; формирование российской гражданской идентичности

развивающейся личности.

     Для осуществления  поликультурного образования и воспитания педагогический  коллектив  ориентируется на единый результат – систематизацию содержания работы, отработку технологии формирования у детей различных компетенций. Реализация поликультурного компонента осуществляется через: обогащение базовых образовательных дисциплин поликультурной проблематикой, путем включения, в учебный процесс дополнительных материалов, способствующих поликультурному просвещению всех учащихся (вне зависимости от их национальной принадлежности).

Учителями школы отбирается необходимый набор знаний, умений и навыков по фольклору, истории и этнографии  и вводится в учебные программы по хакасскому языку и литературе, русскому языку и литературе, технологии, музыки, истории, ИЗО, географии и др. предметов и программ внеурочной деятельности.  При этом, взаимодействии учителей, повышается эффективность обучения. Разные предметы объединены одной темой, что дает возможность учащимся шире черпать знания по многим предметам, возможность учителю повысить свою профессиональную компетентность. На ШМО проанализировано содержание учебного материала по различным образовательным областям, выделено  включение регионально - национального содержания, которое отражено в рабочих программах.  

        В учебный план школы включены предметы:  хакасский язык и хакасская  литература, «Родной край Хакасия» для 1- 8 классов. Программы внеурочной деятельности «История культуры моей Хакасии» для 1- 4 классов и др.

Работа педагогического коллектива  Центра направлена на увеличение доли обучающихся,  изучающих  хакасский  язык и литературу, популяризацию хакасского языка.

За последние годы просматривается позитивная  динамика,  как по количеству классов, так и по количеству обучающихся, изучающих хакасский языки хакасскую литературу.

 

Год

       2015 - 2016

2016 - 2017

2017-2018

2018-2019

Кол-во классов/

 кол-во обучающихся

 

13 / 319

 

14 / 344

 

15 / 390

 

16+2группы эл.к. 10,11 кл.

/ 456

 

Республиканский проект  «Школа культурного наследия»

 

Цель: обновление содержания образования и технологий обучения по основным общеобразовательным программам в соответствии с ФГОС через создание модельной школы по актуальному  направлению развития современного образования.

Задачи:

  1. Проектирование ООП, АООП модельной школы по направлению  «Школа культурного наследия».
  2. Разработка организационно - методических материалов, обеспечивающих содержание ООП (АООП).
  3. Внедрение технологий обучения, обеспечивающих реализацию ООП (АООП) модельной школы.

 

Результат:  воспитание выпускника, уважающего мнение других людей , готового достигать взаимопонимания  и успешно взаимодействовать с людьми разных культур.

 

 Дорожная карта

проекта

«Школа культурного наследия»

 

Мероприятия

Сроки

1

Разработка и описание  модели школы

«Школа культурного наследия»  

 август - 2018

2

Проектирование ООП, АООП  модельной школы по актуальному направлению развития современного образования.

2018 — 2019 уч.г.

3

Участие в Педагогическом марафоне «Обновление содержания образования и технологий обучения»

Ноябрь — 2018 г.

4

Реализация проекта через:

Повышение профессиональной подготовки педагогов по данному направлению деятельности, через курсовую подготовку, посещение вебинаров, семинаров, конференций.

Урочную деятельность. Уроки: литературы, истории, хакасского языка, хакасской литературы,  иностранных языков, курса «Современная Хакасия», географии).

Занятия внеурочной деятельности:  «История культуры моей Хакасии», «Эрудит», «Волшебный мир книг», «Волшебная кисточка», «Изонить»,«Музей», «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология», «Родной край Хакасия».

Студии:

Вокальные:  - «Смайл», «Чалпан»;

Литературная - «Солнышко»;

Хореографическая  - «Дебют».

Ежемесячные тематические классные часы.

Создание клубов:  «Семейный очаг», «Обучение через общение».

 

 

Постоянно

5

Дни Тюрской письменности и культуры

 «Эрудит — марафон»

 «Вперед к истокам»

Сентябрь- октябрь

2018 г.

2019 г.

6

«Центр собирает друзей»

 

 «Все мы разные — все мы равные»

 «Как не любить мне эту Землю !»

 «Традиции рождаются в семье»

 

 

2018 г.

2019 г.

2020 г.

7

Живи родной язык

«Родной язык — духовное наследие моего народа»

 

Февраль

 2019 - 2022 г.г.

8

Дни славянской письменности и культуры:

 

 «И будет славить Русь родная святых апостолов славян»  (история славянских святынь).

 

  «А песня в России на все времена» (история песенного творчества на Руси).

 

«О значении имен, что пришли с седых времен» (история имен и фамилий на Руси). «Наша сила в единстве»  (заключительный этап)

 

 

 

2019 г.

 

 

2020 г.

2021 г.

 

2022 г.

 

 

   Краткая характеристика инновационных практических и  методических результатов работы, достигнутых за год

 

  • Работа педагогического коллектива Центра направлена на увеличение доли обучающихся, изучающих хакасский язык, популяризацию хакасского языка (динамика  + 66 обучающихся в данном учебном году).
  • Системное участие 100 % учителей в работе Центра поликультурного образования.
  • Используются ресурсы учебных предметов в области поликультурного образования
  • Созданы условия, формирующие поликультурную личность ученика.
  • Разработана модель процесса формирования поликультурной компетентности школьников.
  • Достигнут достаточный уровень ресурсного обеспечения для создания поликультурной образовательной среды.
  • Расширилось количество  социальных  партнеров,  налаживаются  прочные  деловые контакты       с музеями, библиотеками, театрами.
  • Тесное взаимодействие ОУ со СМИ.

 

В результате диагностик педагогического и ученического  коллективов выявлено:

 

  • достаточно высокий уровень коммуникативной толерантности педагогического коллектива  - 42 баллов (В. Бойко);
  • улучшение психологического климата в школе; определен уровень восприятия многонациональной среды обучающимися – 89% и родителями -87%;
  • составлена карта педагогической оценки педагогического коллектива;
  • у обучающихся сформированы: - представления о многообразии культур;
  • по методике «Диагностика уровня тревожности» Р. Кондаш 60% учащихся с 5 — 11 классы имеют оптимальный уровень (средний уровень тревожности), 32% детей имеют низкий уровень тревожности («чрезмерное спокойствие»), 8% учащихся  имеют высокий уровень тревожности.

 

      Инновационная деятельность школы,  по созданию условий глубокого и всестороннего овладения обучающимися культурой своего народа  для успешной интеграции в другие культуры по развитию позитивного толерантного отношения к культурным различиям, осуществлялась в течение учебного года.

 

Формы представления опыта работы 2018 — 2019 уч.г.

 

Уровень

Дата

Тема

Форма

Кол-во  участников

 Муниципальный         

23.08.18

Августовская Конференция «Стратегия развития воспитания  на период до 2025 г. в ОУ г. Абакана.

Выступления

7

Муниципальный         

20.11.18

Методический День завуча «Система работы зам. директора по УВР по повышению мотивации школьников к обучению».

Представление опыта работы.

25

Республиканский

 

 

27.11.18.

Семинар для учителей хакасского языка и литературы РХ. «Обучение рецептивным и продуктивным видам речевой деятельности» (открытые уроки, внеурочные занятия).

Представление опыта работы (Тюкпиекова Е.Я., Карачакова И.Н.)

24

Республиканский

МБОУ «СОШ №22»

16.11.18

Конкурс по русскому языку, истории и культуре России среди детей мигрантов «Живем в России, Россию знаем!» СМИ

Конкурс (14 участников)

(телев.)

230

Республиканский

МБОУ «СОШ №22»

18.09.18

Фестиваль хакасских родов «Родной язык — душа народа!»   ( муниципальный этап),   СМИ

Конкурс семей

 

(телев.)

240

Муниципальный

04.09.18

День хакасского языка. (по плану), СМИ

Различные

(телев.)

835

Муниципальный

15.019

Семинар учителей физической культуры «Развитие физических качеств у детей младшего школьного  возраста через подвижные игры».

Представление опыта работы

23

Муниципальный

02.11.18

Единый методический день «Форум педагогических инициатив - 18»

Дробышевская Ж.Л.

 

Муниципальный

05.12.18

Совместное заседание опорно-методического центра «Детский сад-начальная школа». Презентация эффективного опыта работы.

Представление опыта работы ТрачукО.В.,

Гаврилина О.В.,

Дробышевская Ж.Л.

30

Республиканский

21.02.19

Республиканский семинар  «Русский родной язык как основа формирования культуры личности»

Открытые уроки, внеурочные занятия, интерактивные площадки.

 

(телев.)

Педагоги республики-60;

педагог. «СОШ№22»-31.

Республиканский

28.02.19

X Форум некомерческих организаций и гражданских активистов РХ «Современные форматы интеграции власти, бизнеса и общества» Площадка «Роль Центра поликультурного  образования в формировании общероссийской гражданской идентичности и развития языкового многообразия в РХ»  - представление опыта работы  ЦПО».

Представлен опытработы  ЦПО Директором МБОУ «СОШ№ 22»

1

Межрегиональный

12.03.19

Межрегиональный образовательный интернет — проект «Мост дружбы».

Интерактивная игра: «Разноцветие культур: узнаем больше друг о друге»

(МБОУ Алдан — Маадырская СОШ. Тыва).

ШМО иностранных языков.

 

(телев.)

123

Муниципальный

29.03.19

III Абаканский форум  «Город. Семья. Дети».  Площадка «Поликультурное воспитание в семье  залог социального благополучия ребенка» (опыт работы)

Администрация МБОУ «СОШ №22»

(телев.)

3 +32

Муниципальный

18.03.19

«О состоянии  и перспективах деятельности ОУ  по организации изучения хакасского языка и удовлетворения  этнокультурных  образовательных потребностей».

Совещание МБОУ «СОШ №22»

31

Муниципальный

10.04.19

Совместное заседание опорного методического  центра «Детский сад — начальная школа и ГМО учителей начальных классов»

Совещание

5+28

Республиканский этап

Май 2019

Всероссийского  конкурса «Инклюзивные школы России»

Конкурс

Твор. группа педагогов

Муниципальный

14.05.19

Творческий отчет Центра поликультурного образования «Радуга талантов» для обучающихся, родителей, общественности, где обобщен и представлен  результат работы  всех направлений деятельности.

 

-

 

 

Творческий отчет

230

Республиканский

Май - июнь

Конкурс на присуждение премий лучшим учителям за достижение в педагогической деятельности в РХ.(200т) .

 

 

Конкурс на на соискание премии Правительства РХ.(50т)

Пидюрова А.Я.- (победитель), Носова М.И. - участие

 

Дробышевская Ж.Л.

2

 

 

 

 

 

1

 

 

Т.о.  педагогический коллектив активно представляет опыт работы ЦПО на мероприятиях различного уровня как на базе школы так и  в ОО города и республики.

 

   За организацию и проведение Всероссийских конкурсов, за подготовку победителей, высокий профессионализм и активное участие в организации интеллектуальной и творческой  деятельности  школьников, за активное распространение эффективных образовательных практик, ОО,  педагоги школы отмечены грамотами, благодарственными письмами, дипломами, организаторами Всероссийских, республиканских, муниципальных  конкурсов, олимпиад.

 

        Обучающиеся  школы принимают активное участие в мероприятиях различного уровня, являются призерами  и победителями муниципального  этапа Всероссийской олимпиады школьников, Призерами Региональной олимпиады регионального этапа по русскому и  хакасскому языкам. НПК «Юность науки», «Юные исследователи -2019» (позитивная динамика в данном учебном году).

Социальные партнёры,   принимавшие участие в инновационной деятельности ЦПО

 

Образовательные учреждения  города: ЦДТ, «СОШ №24»,  «Лицей»,   «СОШ  №26»,  «СОШ№25», «СОШ №10», «СОШ №1»,  №17, № 21, №23, №27,  № 19, № 11. Организации СПО.

 

Общественные организации города: «Совет Старейшин»,  лига хакасских женщин «Алтынай», организации национальных диаспор.

 

Театры города: «Сказка», «Читиген», Хакасский национальный театр им. Топанова.

 

Библиотеки:     «Ровесник», Хакасская национальная библиотека, ГБУК РХ «Хакасская РДБ

Средства массовой информации, телевизионные каналы ТНТ, «Хабарлар».

 

Краеведческий музей.

 

Клубы по месту жительства «Родник», «Радуга», Староста микрорайона «Западный».

 

Основные нововведения, планируемые на 2019 — 2020 учебный год

 

  • Реализация республиканского проекта «Модельные школы: обновление содержания образования и технологий обучения.
  • Направление МБОУ «СОШ № 22» «Школа культурного наследия».
  • Совместная деятельность с  МБОУ Алдан Маадырская СОШ Сут-Хольского кожууна Республики Тыва, в рамках Межрегионального интернет-проекта «Мост дружбы». Переход на ФГОС  - 9  классы.
  • Включение в движение Ассоциированных школ ЮНЕСКО в 2019-2010 уч.г.

 

  • Реализация программы «Школа выходного дня», работа консультационного пункта  по изучению хакасского языка и хакасской литературы.